Дело было в городе Бирам. Некий идолопоклонник забрался на пальму, чтобы сорвать с нее ветвь. Спускаясь вниз, он случайно коснулся пальмовой ветвью, которую он держал в это время в руке, кошерного вина.
Владелец вина пришел к Раву (великий Учитель Талмуда первого поколения, 3-й век), чтобы спросить, что делать теперь с этим вином.
-Это вино можно продать неевреям, — сказал Рав.
То есть разрешил извлечь из него выгоду.
Узнав об этом, рав Каган и рав Аси спросили Рава:
— Разве не вы постановили, что даже новорожденный ребенок идолопоклонника, коснувшись вина, делает его запрещенным, хотя как будто бы очевидно, что дитя дотронулось до вина без каких бы то ни было намерений? Почему это вино, к которому, пусть — случайно, прикоснулся взрослый идолопоклонник, вы разрешили использовать?
— По поводу вина, к которому случайно прикоснулся идолопоклонник, я говорил, что его нельзя пить, — ответил им Рав. — но по поводу того, что его нельзя как-то использовать, я ничего не сказал...
****
Пришли евреи к Учителям, и спросили: можно ли использовать вино, которое выжато ими совместно с идолопоклонниками?
Шмуэль (Учитель Талмуда первого поколения; 3-й век) велел держать это вино, не используя и не выливая, пока не закончится период праздников, во время которых в городе Нагардаа собиралось множество сведущих в Торе людей, с которыми он мог посоветоваться.
Почему Шмуэль, не принял решение о пригодности этого вина сразу? — спрашивает Талмуд. И дает этому свое объяснение.
Вероятно, можно было бы предположить, что он искал подтверждение высказыванию раби Натана (великий Учитель Мишны, 2-й век), который запрещал использовать вино, которого коснулся язычник, не только для питья, а даже для продажи или для извлечения из него какой бы то ни было выгоды. И если бы такое подтверждение нашлось, он посоветовал бы обратившимся к нему евреям, вылить вино, отжатое ими вместе с идолопоклонниками.
Однако, сам раби Натан запрещал продавать вино, которого идолопоклонник коснулся именно рукой, а виноград в давильне, выжимая из него сок, как известно, давят ногами.
Значит, по видимому, Шмуэль искал подтверждение словам раби Шимона (раби Шимон бар Йохай — великий Учитель Мишны, 2-й век), который говорил, что вино, которого идолопоклонник коснулся случайно, разрешено не только для продажи, но и для питья. И в результате намеревался разрешить обратившимся к нему евреям не только продавать выжатое ими вместе с идолопоклонниками вино, но и — пить.