Крупнейшие торговые сети спрогнозировали потерю прибыли, поскольку из-за снижения доходов россияне стали экономить на товарах повседневного спроса.
88% участников рынка назвали обвал потребительских доходов главным риском для бизнеса, говорится в опросе NielsenIQ, проведенном среди топ-менеджеров российских FMCG-компаний. 57% боятся нестабильных поставок, 48% — смены потребительских привычек, 24% — сокращения посещаемости магазинов. Почти 40% отмечают, что такая ситуация сложилась на фоне войны в Украине и введенных в связи с этим санкций.
Спад покупательной способности уже повлиял на выручку ряда ретейлеров. Валовая прибыль «Ленты» в третьем квартале сократилась на 5% год к году, рентабельность X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») снизилась с 26,2% до 24,3%. В ближайший год спрос продолжит падать и рост рынка будет возможен только за счет инфляции, считают топ-менеджеры.
В «Ленте» рассказали, что сеть увеличивает долю товаров нижнего ценового сегмента в ответ на стремление покупателей к экономии. Кроме того, компания отказалась от открытия ряда новых магазинов, запланированного в 2022 году. Это объяснили «макроэкономическими условиями и неопределенностью рыночной конъюнктуры». В X5 Group решили сосредоточиться на развитии «Пятерочки», «Чижика» и онлайн-торговли. В Fix Price сообщили о переходе на местных производителей по ряду товаров.
В целом доля топ-менеджеров, ожидающих роста бизнеса, сократилась за год с 77 до 50%. Снижения оборотов своих компаний на 2–5% в 2022-м ожидают 10% опрошенных, падение более чем на 5% прогнозируют 17% респондентов, еще 22% считают, что все останется, как есть.
Поставщики также ожидают ухудшения ситуации. 87% руководителей видят риски в перебоях или росте цен на сырье, 48% — в удорожании логистики, 25% — в нехватке мощностей и запасов.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков сказал «Коммерсанту», что проблемы с импортом сырья, компонентов, оборудования и упаковки для продуктов сохранятся как минимум до конца года. В ассоциации опасаются, что это приведет к росту штрафов за недопоставки без вины производителей. Он подтвердил, что стремление россиян экономить также негативно влияет на ситуацию.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отметил, что проблема усугубилась из-за решения многих иностранных компаний приостановить инвестиции в маркетинг, что ранее поддерживало спрос. Он прогнозирует рост числа новых локальных брендов в низком ценовом сегменте.
Старший аналитик «Газпромбанка» Марат Ибрагимов считает, что производителям придется и дальше искать варианты для привлечения людей в магазины — например, они могут снизить размер упаковки, чтобы сократить бюджет покупки.
https://www.kommersant.ru/doc/5634914