В последнне время многих интересует вопрос - почему у евреев национальность передается по матери, а колена идут по отцу?
Принадлежность к еврейскому народу передается исключительно по материнской линии — по объективным и вполне понятным причинам. Ведь и тело и душа ребенка формируется в утробе матери. И если мать — еврейка, то и ее ребенок получает «дополнительную» еврейскую душу, наличие которой и отличает еврея от нееврея. На отца возлагается общая ответственность за практическую организацию жизни в семье. Он отвечает за передачу младшему поколению наших традиций, за обучение детей Торе, за выполнение в семье законов шаббата и других заповедей, которые дал еврейскому народу Всевышний. То есть роль отца — передать детям необходимые знания и навыки, как в духовном, так и в материальном планах. Ролью еврея-отца (еврейского мужчины), как, надеюсь, теперь уже очевидно, обусловлены и некоторые незначительные нюансы, особенности в традициях семьи (в более широких рамках — еврейской общины), которые существуют, разумеется, внутри общих для всех евреев границ законов Торы.
Теперь, полагаю, понятно и то, почему принадлежность к тому или иному колену в нашем народе всегда числилась по отцу. Колено (на иврите — шевет) — это коллектив, некая общность семей, имеющих общую родословную. Родоначальниками колен в народе Израиля стали сыновья нашего праотца Яакова. У Яакова было 12 сыновей, 12 духовных наследников. Так в нашем народе сложились 12 колен, каждое из которых состояло из прямых потомков (по отцовской линии) одного из сыновей Яакова. И у каждого колена, в рамках законы Торы, естественно — были свои функции в единой общине народа Израиля, и, соответственно — свои небольшие отличия.
На определенном историческом этапе подразделения еврейского народа на колена — не стало. Сохранилось лишь колено левитов (прямых потомков третьего сына Яакова, по имени Леви) с подгруппой внутри него — коэны (прямые потомки брата Моше Рабейну, Аарона-коэна, первосвященника). Ибо знание о принадлежности к колену Леви (коэнам) во все времена передавалось от отца — сыну, поскольку у левитов и коэнов в нашем народе — особая, очень важная роль. В наши дни народ Израиля подразделяется на общины. И осуществляется это подразделение по историко-географическому принципу.
В среде еврейского народа выделяют ашкеназских евреев (при первом приближении по происхождению это — европейские евреи) и сефардских евреев (предки которых жили на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе и в Йемене).
На примере сефардов отчетливо видно, как крупная общность может по историко-географическому принципу делиться на подгруппы. Внутри сефардской общины существуют общины северо-африканских, йеменских, грузинских, бухарских, горских евреев.
И каждая из этих подгрупп — подразделяется на 3-4 и более групп.
Та же картина — и в среде ашкеназских евреев. Различают немецких, польских, литовских, украинских евреев. И т.д. Некоторые из них тоже подразделяются на 3-4 и более групп.
Принадлежность к еврейскому народу, как было всегда и всегда будет, устанавливается по материнской линии (см. в начало ответа). А принадлежность к общине определяется — по отцу.
Так, к примеру, если марокканский еврей женился на украинской еврейке, их дети обычно принадлежат марокканской общине. Если, скажем, польский еврей создал семью с грузинской еврейкой, их дети будут считаться польскими евреями. И т.д.