Федеральные и региональные законодатели продолжают вырабатывать предложения по обеспечению безопасности на дорогах. Проблема электросамокатов уже не первый год является одной из ключевых, поскольку динамичное увеличение их количества на дорогах и тротуарах сопряжено с ростом пострадавших в ДТП с ними. Депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев выступил с предложением ввести подобие ОСАГО для самокатов, чтобы обеспечить материальную ответственность перед пострадавшими в ДТП.
Председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Заксобрания Петербурга Алексей Цивилев озвучил инициативу законодательно ввести обязательную страховку ответственности лица управляющего электросамокатом перед третьими лицами. Это позволит обеспечить необходимые материальные выплаты в случае причинения ущерба имуществу и здоровью граждан при ДТП с электросамокатом. В пользу этой инициативы говорит и статистика ГИБДД, которая фиксирует рост числа ДТП со средствами индивидуальной мобильности (СИМ), прежде всего, — электросамокатами принадлежащими частным лицам.
Так, по данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за девять месяцев 2023 года количество ДТП с участием СИМ в России выросло на 215% и составило 2,6 тысячи. Ранения в этих авариях получили 2,7 тысячи человек, 31 погиб.
В целом депутаты Госдумы положительно оценивают предложения коллег из Петербурга, но отмечают весьма значимый нюанс, который не позволит в полной мере ощутить эффект от реализации идеи обязательного страхования.
Комментируя инициативу «Парламентской газете», первый зампред комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев отметил, что инициатива реализуема только для прокатных, то есть кикшеринговых самокатов. При этом, по словам Федяева, главная проблема сегодня — в частных электросамокатах, которые не подлежат никакому контролю.
«Для оформления страховки нам нужно понимать, как частный самокат идентифицировать. Для этого нужно проработать систему его регистрации, на нем должен быть код или аналог VIN, который поможет четко установить собственника. Если говорить о прокатных сервисах, страховка у них есть, и обязательная, и добровольная», — заявил депутат Госдумы.
С депутатами Госдумы согласны и представители экспертного сообщества. По их мнению, кикшеринги регулируют места использования своих электросамокатов и скоростной режим через софт, которым управляется транспортное средство. Не является проблемой найти и виновника ДТП, когда речь идет про прокатный самокат. Кардинально иная ситуация с частными СИМ, которые формально внесены в ПДД, но реально не регулируются, а значит находятся вне правового поля.
В свою очередь безопасность кикшеринговых самокатов постоянно растет благодаря совместной работе операторов рынка и властей. Например, в Петербурге Комитет по транспорту обозначил вектор дальнейшего повышения безопасности на дорогах как для водителей электросамокатов, так и для остальных участников движения:
— Верификация пользователей СИМ через Госуслуги — позволит исключить аренду электросамокатов несовершеннолетними.
— Оснащение самокатов датчиками, запрещающими движение на них двух и более лиц.
— Единое приложение для отработки жалоб и получения обратной связи о принятых мерах.
— Разработка единого порядка определения участков, где ограничивается движение самокатов.
— Установка дорожных знаков 3.35 (запрет движения СИМ), действующих на определенную зону, а не конкретный участок дороги.
«В нашем городе около 37 тысяч арендных самокатов, на них за текущий сезон совершено порядка 25 млн поездок общей протяженностью более 60 млн км. Транспорт «последней мили» все больше укореняется в жизни петербуржцев и становится повседневным средством передвижения. Поэтому наша общая задача — сделать его максимально безопасным. Совместно с операторами кикшеринга мы проработали ряд новых предложений, которые планируется реализовать в новом сезоне 2024 года», — сообщил заместитель председателя Комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
Автор: Софья Тяночкина
https://allnw.ru/news/2023/11/9/166192