Продавщица строительного магазина в Киеве Галина Винокур впервые взяла на плечо огнестрельное оружие. Ирина Сычева, менеджер по закупкам универмага, разобрала и собрала мешанину стержней и пружин в автомате Калашникова. Они были среди двух дюжин женщин, которые в последние выходные пришли в лес под Киевом на курсы по обращению с огнестрельным оружием и городскому бою. Обучение включало стрельбу из винтовок, поиск мин-ловушек и метание ручных гранат. По их словам, ими двигало чувство долга, они понимали, что однажды могут оказаться на передовой.
«Никто не хочет драться в окопах», — сказала 46-летняя Ольга Бахматова, психолог, присутствовавшая на тренинге. «Неестественно хотеть этого». Но она чувствовала, что «неизбежно» то, что все больше женщин будут сражаться, и она хотела быть к этому готовой. «Теперь я понимаю: кто, если не я?» она сказала.
После 20 месяцев полномасштабной войны, боевые действия на Украине увязли в жестоких битвах на истощение вдоль зигзагообразной линии фронта на юго-востоке. Стабильные поставки оружия и личного состава имеют решающее значение, и хотя Украина имеет преимущество от подаренных Западом вооружений, она полагается только на собственное население в качестве резерва для пополнения сил, а у России оно примерно в три раза больше. Поскольку так много зависит от пополнения рядов, предпринимаются усилия по привлечению большего количества украинских женщин в армию. Эти усилия поддерживают группы волонтеров, предлагающие обучение исключительно женщинам, как, например, под Киевом.
По данным министерства обороны, в украинской армии сейчас служат около 43 000 женщин, что примерно на 40 процентов больше, чем в 2021 году, за год до полномасштабного вторжения России. Пропорциональное увеличение меньше, чем мужская боевая сила, которая за тот же период увеличилась более чем в три раза.
Украинские женщины сейчас сражаются на юго-востоке Украины. За несколько дней после вторжения военные отменили ограничения, которые не позволяли женщинам занимать такие должности, как пулеметчица, командир танка и снайпер, а также отменили правила, запрещающие женщинам водить грузовики. Он повысил возрастной ценз для призывников-женщин, ранее с 40 лет, до 60 лет, как и для мужчин. Ранее, во время полномасштабной войны, женщины брали на себя боевые роли в военизированных группах или в обход правил. И они были ранены, взяты в плен и убиты, хотя военные не публикуют данные о потерях ни среди мужчин, ни среди женщин.
Работа украинской армии с женщинами, конечно, является шагом к равенству, но он также отражает огромные потери, которые понесла война. Сотни тысяч мужчин, которые хотели пойти добровольцами в начале войны, многие из которых выстроились в очередь в первый день, уже мобилизованы; многие убиты или ранены. Сейчас Украине необходимо мобилизовать и обучить гораздо больше солдат, чтобы выдержать сопротивление российскому вторжению, даже несмотря на то, что мужчины все чаще уклоняются от призыва. Тренировки, в которых участвуют только женщины, направлены на создание такой среды обучения, в которой женщины не будут чувствовать себя менее осведомленными, чем мужчины, и где их усилия не будут постоянно сравниваться с физической силой мужчин.
«Женщины способны сражаться на равных с мужчинами и при этом оставаться женственными», — говорит Дарья Требух, основательница неправительственной группы «Украинская Валькирия», которая ведет тренировки. «Пол воина не имеет значения».
26-летняя Винокур, продавщица хозяйственного магазина, пришла на тренинг с подругой, увидев рекламу в Instagram. «Что меня привлекло, так это то, что это только для женщин», — сказала она. «Удобнее, особенно в первый раз» обращаться с оружием. «Как женщины, мы все находимся на одном уровне», — сказала она. О службе в армии она сказала: «Все понимают, что война не закончится через месяц. Не хочу, никогда не хотела, но понимаю, что должна быть готова».
Украинские военные сосредоточили свое внимание в первую очередь на путях улучшения условий для женщин, уже находящихся в армии, например, на поставках гендерно-ориентированной одежды и бронежилетов, а не на мобилизации. Они не призывает женщин, хотя недавно потребовали, чтобы женщины с медицинским образованием регистрировались для призыва. Женщины, желающие служить, должны записаться на военную службу.
На недавнем занятии под Киевом новички научились регулировать ремень на автомате Калашникова: слишком свободный - он подпрыгивает, слишком тугой - он не может быстро повернуться в положение для выстрела. Инструктор-мужчина, действующий десантник, продемонстрировал снаряжение магазина, извлечение застрявшего патрона и стрельбу из положения лёжа.
Противоречивые примеры стали более распространенными. В июле полиция арестовала должностных лиц военкоматов за получение взяток в размере от 250 до 1 500 долларов от мужчин, чтобы избежать призыва в армию, а президент Владимир Зеленский уволил всех руководителей региональных призывных пунктов из-за опасений по поводу взяточничества.
В августе военные сократили отсрочки по причине хронических заболеваний. Теперь призываться в армию могут мужчины с бессимптомным туберкулезом, гепатитом и ВИЧ. В июне военные ужесточили льготы для мужчин, которые ухаживают за родственниками-инвалидами или учатся в аспирантуре, набор в которые резко увеличился после вторжения.
Чтобы удовлетворить потребности женщин, министерство обороны летом ввело специальную женскую форму, а в этом месяце Украинская армия выдала женское нижнее белье. Первые признаки возможного призыва женщин вступили в силу 1 октября, когда был принят закон, требующий от женщин с медицинским образованием регистрироваться в военкоматах. Их не призывают, но они обязаны пройти медицинское обследование и получить военные билеты.
Женщины, в частности, были привлечены к пилотирование дронов, используемых для наблюдения или сбрасывания взрывчатки на противника. «Женщины, умеющие управлять дронами, — это люди, которые завтра, если понадобится, смогут получить дрон для корректировки артиллерийского огня», — сказал Валерий Боровик, командир подразделения дронов и основатель группы по обучению женщин-пилотов под названием «Пилотесы».
Г-н Боровик основал «Пилотесы» в Киеве в первый месяц полномасштабного вторжения, пытаясь найти пилотов дронов. Боровик, по профессии организатор показа мод, помог набрать учащихся, и одними из первых учениц стали модели и актрисы. По его словам, около трети этих женщин с тех пор пошли в армию.
По его словам, женщины изучают пилотирование боевых дронов по ряду причин. Некоторые думают, что их могут призвать воевать, и хотят получить полезный навык. Другие уже служат в армии и хотят перейти от вспомогательных должностей или медицинских должностей к боевым обязанностям.
«Меня могут призвать в армию, поэтому я решила, что у меня должны быть некоторые навыки для передовой», — сказала 24-летняя Алина Буднева, которая в прошлом году окончила медицинский университет и теперь должна зарегистрироваться для призыва. Она сказала, что у нее была мотивация подготовиться, потому что «я хочу защитить свою страну». Г-жа Буднева начала с азов: повороты влево и вправо, зависание, удержание дрона в прямой видимости спутников для навигации. Она летела осторожно, низко над землей, жужжа над сухой коричневой осенней травой и цветами на тренировочном поле.
«Женщины часто чувствуют себя второсортными», — сказала в армии одна из инструкторов дронов Диана, которая попросила использовать только ее имя из соображений безопасности. «Они физически слабее, и есть вещи, которые они не могут сделать». Но в пилотировании дронов они находятся на равных. «Я пошла в армию, чтобы воевать, а не перетасовывать бумаги», — сказала она.
Группа «Валькирия» обучила около 200 женщин обращению с огнестрельным оружием и другим боевым навыкам. Женщины, окончившие курс и желающие пойти в армию, записываются в военкоматы; примерно каждая пятая обучающаяся сделала это, сказала г-жа Требух.
https://www.nytimes.com/2023/11/08/world/europe/ukraine-war-army-women.html