Суда зашли в три ключевых черноморских порта Украины
Россия пригрозила атаковать корабли, направляющиеся в Украину
За последние несколько недель десять кораблей без происшествий совершили рейсы в крупные украинские порты на Черном море, игнорируя угрозы России атаковать суда в этом районе.
Проход кораблей сигнализирует о том, что смелая ставка Украины на создание собственного торгового маршрута после краха соглашения о безопасном коридоре, согласованного с Россией, оправдалась. Пока что успех носит в основном символический характер: движение судов по-прежнему требует осторожных маневров вблизи берегов Болгарии и Румынии, когда суда направляются в Украину.
Черноморские судоходные коридоры
Маршруты, по которым суда покидают Одессу через коридор ООН/Турция и более поздний односторонний коридор Украины
Ранее Россия угрожала рассматривать любые корабли, направляющиеся в Украину, как потенциально перевозящие оружие, а в августе открыла огонь по одному из них, чтобы заставить его остановиться для проверки. В июле президент России Владимир Путин расторг соглашение, заключенное при посредничестве Турции и ООН, которое разрешало безопасный проход судам, экспортирующим украинское зерно и другие продукты питания, из трех ключевых черноморских портов.
По словам людей, знакомых с ситуацией, в воскресенье два корабля достигли Одессы, еще два корабля - Черноморска, а данные отслеживания судов показывают, что "Новое наследие" прибыло в Пивденный в тот же день. Это в дополнение к еще пяти судам, которые уже прошли транзитом по коридору, загрузили грузы и ушли после 16 сентября, а это означает, что суда теперь достигли всех трех глубоководных портов, используя временный украинский коридор.
Кроме того, пять судов, которые застряли в Украине с начала войны, использовали тот же маршрут, чтобы уйти до прибытия каких-либо прибывающих судов. Эти рейсы все еще немногочисленны по сравнению с сотнями рейсов, совершенных в рамках Черноморской зерновой инициативы.
В соответствии с соглашением о безопасном коридоре все суда, направляющиеся в Украину, должны были пройти досмотр в Стамбуле, и в него входили только сельскохозяйственные товары. Хотя проверки значительно замедлили торговлю, гораздо больше судовладельцев были готовы принять в них участие, поскольку международная поддержка означала, что это считалось гораздо безопаснее. Экспорт зерна в сентябре был на 50% ниже, чем год назад.
До вторжения Украина экспортировала большую часть своего зерна из своих глубоководных портов на побережье Черного моря, оттуда также отправлялась железная руда и удобрения. Киев перенаправил грузы по реке, автомобильному и железнодорожному транспорту, но Россия постоянно атакует порты с помощью дронов.
Организация Объединенных Наций продолжает сотрудничать с Москвой в вопросе возобновления соглашения о безопасном коридоре.
«Риски возрастают, когда не достигается соглашение», — сказала Ребека Гринспан , генеральный секретарь Конференции ООН по торговле и развитию. «Единственный способ снизить риски — вернуться к соглашению всех сторон. Вот почему мы продолжаем наши усилия в этом направлении».
Зерновые порты Одессы
Стоимость страхования судов, плавающих в таком рискованном районе, также является проблемой. В знак того, что новая стратегия набирает обороты, страховой брокер Миллер заявил, что предлагает « полное страхование военных рисков» для украинских зерновозов на Черном море.
Это не обязательно делает путешествие менее опасным для членов экипажа. Но это может помочь облегчить экспорт для сельскохозяйственного сектора Украины, который, по данным Министерства сельского хозяйства США, по состоянию на начало прошлого года обеспечивал работой более одного из десяти украинцев. Он также вносит важный вклад в глобальные запасы продовольствия.
«Когда россияне вышли из зерновой сделки, они думали, что могут причинить Украине больше проблем», — сказал Николай Белесков, научный сотрудник Национального института стратегических исследований в Киеве. Он ожидает, что «количество судов, направляющихся в украинские порты, увеличится».
https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-10-02/ukraine-black-sea-trade-defies-russia-s-threats