С начала октября в России начал действовать повышенный утильсбор на автомобили. Его размер вырос сразу на 70-85 процентов, и в первую очередь это затронуло импортеров и производителей машин. По словам экспертов, китайские компании на фоне происходящего могут активнее начать открывать производство в стране, однако на это им понадобятся годы. Все это время спрос на отечественные автомобили будет расти, а имеющуюся на руках технику россияне, по их собственным прогнозам, будут ремонтировать до победного.
Под утильсбором понимается единоразовый платеж в госбюджет, который оплачивают импортеры, производители и покупатели автомобилей. Тем самым они заранее покрывают расходы на его переработку в будущем, когда машина выработает свой ресурс. Размер базовой ставки утилизационного сбора остался неизменным — на уровне 20 тысяч рублей. А вот коэффициенты, влияющие на итоговую сумму платежа, кратно увеличились. Если до 1 октября коэффициент на новые (к ним относятся транспортные средства до трех лет) модели автомобилей с ДВС объемом до одного литра находился на уровне 4,06, а для машин старше трех лет — 10,36, то с начала четвертого квартала они зафиксировались на уровне 7,5 и 19,17 соответственно.
До 556,2 тысячи рублей вырос утильсбор для новых авто с объемом двигателя от одного до двух литров
Сильнее всего новые правила затронули перекупщиков — физлиц, которые ввозят автомобили в страну и перепродают в России, а также самих производителей автомобилей. Ставка утильсбора для них выросла сразу на 70-85 процентов, и будет увеличиваться на 10-20 процентов каждый год вплоть до 2030 года.
Таким образом, для легковых авто, объем двигателей которых варьируется в пределах от 1 до 2 литров, утильсбор достигнет 556,2 тысячи и 963,8 тысячи рублей в зависимости от года выпуска (против предыдущих 300,6 тысячи и 529 тысячи рублей), а в дальнейшем с каждым годом будет расти. К 2030 году для транспортных средств старше трех лет он составит уже почти 1,2 миллиона рублей.
Сразу до 1 500 000 для новых и 2 300 000 рублей для подержанных вырос утильсбор для автомобилей с объемами двигателя от 2 до 3 литров. При ввозе машин с объемом двигателя от 3 до 3,5 литра утильсбор теперь составит 1 800 000 и 2 700 000 рублей, а с 2025 года увеличится почти до 2,1 и 3,3 миллиона. Для новых легковых машин с объемом двигателя от 3,5 литра утильсбор достиг почти 2,3 миллиона рублей (и 3 миллиона для подержанных), а еще через год он окажется на уровне 2,7 миллиона.
Более 60 % составила доля китайских авто на российском рынке в конце прошлого года
Предполагается, что новые правила мотивируют китайских производителей локализовать производство в России, и тем самым избежать необходимости оплаты повышенного утильсбора. Автомобили из КНР пользуются у россиян все большей популярностью: в конце прошлого года совокупная доля «китайцев» на отечественном рынке превысила 60 процентов (от общей массы), а в первые восемь месяцев 2024 года была продана 591 тысяча легковых авто от азиатского соседа.
Несмотря на ужесточение правил ввоза, китайские производители вряд ли станут массово локализовать производство в РФ: это слишком долго окупается, сомневается в реалистичности таких перспектив генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Однако есть надежда, что компании из КНР будут удерживать цены себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год, рассуждает он. Тем не менее к 10-процентному подорожанию китайских автомобилей эксперт советует готовиться уже сейчас.
Стоимость корейских и японских машин вырастет на 20-30 процентов, поскольку они поступают в страну через границы дружественных стран.
С подорожанием столкнутся не только физические, но и юридические лица, которые покупают целые автопарки легковых, грузовых машин, строительной техники. Индексация утильсбора спровоцирует долгосрочный инфляционный эффект, о чем практически прямо заявляет Минпромторг: все утвержденные коэффициенты расчета сформированы исходя из перспективного уровня инфляции и прочих макроэкономических показателей.
Повышение цен на новые авто подстегнет спрос на подержанные машины, и цены на них тоже поползут вверх. Как в стоимостном отношении поведут себя владельцы б/у автомобилей, будет видно уже на практике.
Многие россияне будут вынуждены отказаться от покупки авто
«Будем, как на Кубе, ремонтировать свои машины от начала и до конца», — пишут в комментариях к ролику Avtorevizorro россияне. Ряд пользователей, однако, настроены более оптимистично и предлагают «обслуживать и бережно относиться к тому, что есть сейчас».
https://lenta.ru/articles/2024/10/01/auto/