Чеченская станет первым субъектом, для которого в России разработают отдельный мастер-план развития.
В рамках создания стратегического проекта будет проведен комплексный анализ экономики региона, рынка труда, инвестиционного потенциала республики, а также состояния ее промышленности и объектов культурного наследия. Будущий проект сформулирует основные векторы развития региона и даст возможность продемонстрировать накопленный инвестиционный потенциал, сообщают пресс-служба главы Чечни Рамзана Кадырова.
«В перспективе Чеченская Республика должна стать экономическим и культурным центром Северного Кавказа. Мы намерены использовать любую возможность реализовывать проекты и предложения, которые позволят и дальше сохранять заданный высокий темп развития», — заявляют власти региона.
Разработка документа продлится до октября 2024 года.
Идея создания отдельного мастер-плана для Чечни впервые прозвучала осенью 2023 года. Тогда, пишет «Эксперт Юг», был объявлен победитель открытого международного конкурса на разработку аналогичного развития Грозного. Им стал консорциум бюро Master′s plan. По замыслу разработчиков, новая планировочная структура города улучшит связанность территорий и создаст новые точки притяжения для жителей и гостей столицы Чечни. Одновременно с этим, «зелёный» каркас соединит районы Грозного в единую сеть общественных пространств. Практическая реализация мастер-плана Грозного рассчитана до 2030 года.
Разработка мастер-плана для всего субъекта федерации пока видится не совсем целесообразной, считает директор Южного градостроительного центра (НПО ″ЮРГЦ″) Сергей Трухачев.
«На мой взгляд, в России имеется достаточный методический инструментарий, который при грамотном его использовании позволяет реализовывать проекты по территориальному планированию и развитию. Поэтому, какой смысл вкладывается в создание отдельного мастер-плана для целого региона, я пока представляю с трудом. С другой стороны, возможно, когда нам продемонстрируют разработанный документ, скепсис уйдет и мы сможем удивиться предложенным решениям нового проекта», — говорит эксперт.
Профессор кафедры архитектурного и средового проектирования ЮФУ, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России Юлия Горгорова, напротив, считает, что у подобных стратегических проектов есть будущее.
«Мы знаем немало примеров, когда сразу несколько городов объединялись под единым туристическим брендом. Архитекторам и градостроителям привычнее термин „агломерация“, когда происходит совместное развитие соседних территорий. За городом-лидером подтягиваются остальные. Все помнят проект так называемого Большого Сочи, объединяющего не только сам город, но и примыкающие к нему небольшие населенные пункты. Тоже самое можно сказать о совместном развитии городов-курортов Краснодарского края или Кавказских Минеральных Вод. Но одним из первых в этом ряду стоит выделить „Золотое кольцо“, которое объединило в туристический маршрут целый ряд крупных и малых старинных городов России. Поэтому глобально идея „зонтичного брендирования“ и развития больших территорий по какому-то единому принципу видится мне вполне интересной», — сказала Горгорова.
Пример Чечни едва ли станет стимулом к разработке собственных мастер-планов для других субъектов федерации, считают эксперты. Такие серьезные задумки подразумевают большой объем работы и крупные денежные влияния.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2024/02/13/chechnya-namerena-stat-ekonomicheskim-i-kulturnym-centrom-severnogo-kavkaza