Спрос россиян на препараты для медикаментозных абортов достиг рекордного уровня после начала войны в Украине.
В 2022 году жители России купили на 60% больше таких препаратов, чем годом ранее. В целом было продано 1,4 млн упаковок, приводит «Коммерсант» данные аналитической компании RNC Pharma.
Более или менее сопоставимые показатели фиксировались только в 2018 и 2020 годах, отмечают аналитики. При этом в первые пять месяцев 2023 года объем потребления мизопростола и мифепристона в дозировках, предназначенных для прерывания беременности, сократился на 7,4% в упаковках по сравнению с январем—маем 2022 года.
Также в 2022 году было продано 2,2 млн упаковок мифепристона и левоноргестрела для экстренной контрацепции. Это на 53% больше, чем в 2021 году. Однако, как подчеркивают аналитики, это не рекорд — в 2020 году во время пандемии коронавируса цифры были больше. Вместе с тем спрос на препараты для экстренной контрацепции в январе—мае 2023 года продолжил расти и превысил на 26% уровень аналогичного периода 2022 года.
До начала войны в Украине в течение трех лет аптеки фиксировали падение продаж всех видов средств контрацепции, отмечают в DSM Group. По их данным, в некоторых случаях рост отмечался в деньгах, но в упаковках было снижение.
При этом, согласно статистике Минздрава, в 2022 году количество всех абортов в России уменьшилось на 3,9% — с 411 тыс. в 2021 году до 395 тыс. Число медицинских абортов по желанию женщины упало на 5,3% — с 189 тыс. в 2021 году до 179 тыс.
Существенный рост спроса на препараты для медикаментозного аборта может быть связан с общей информационной повесткой, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «Старт специальной военной операции, санкции, падение доходов населения и частичная мобилизация — все эти факторы вряд ли способствовали планированию расширения семьи. В итоге действительно мог повыситься спрос на процедуры прерывания беременности, в том числе на определенные группы препаратов», — говорит он.
По его словам, в текущем году ситуация «в известном смысле» стабилизировалась, что и привело к относительному снижению спроса. Также эксперт допустил, что рост продаж препаратов для посткоитальной контрацепции может быть связан с падением продаж презервативов.
В условиях, когда «сокращается горизонт планирования», людям «некомфортно заводить детей, которые являются венцом долгосрочного планирования», говорит социолог, основатель центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.
«Когда была волна мобилизации, то первая реакция женщин, которые ждали детей и узнали о мобилизации будущих отцов,— прервать беременность, так как появление ребенка рассматривалось как еще один стресс», — подтвердила директор благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина.
https://www.kommersant.ru/doc/6136885