Американские журналисты не раз называли исполнительного директора и сооснователя компании OpenAI Сэма Альтмана «Оппенгеймером наших дней». Возможно, в нем нет монументальной харизмы руководителя Манхэттенского проекта (Альтман, напротив, выглядит как среднестатистический завсегдатай компьютерных клубов), но в остальном сравнение выглядит достаточно точным. Как и атомная бомба в 1940-е, сегодня искусственный интеллект - самое передовое направление научной мысли и... возможное оружие массового уничтожения. По крайней мере, сценарии возможного апокалипсиса при участии ИИ сегодня обсуждаются не только в кругу научных фантастов, но и на самых серьезных политических конференциях.
Альтман, который вывел на массовый рынок в конце прошлого года революционный продукт, чатботы с искусственным интеллектом ChatGPT, считается если не отцом искусственного интеллекта (на эту роль претендуют слишком много людей), то, как минимум, его человеческим лицом.
И вот - мыслимо ли такое! - Сэма Альтмана увольняют из OpenAI одним днем. Причем с убийственной формулировкой - «за недостаточную откровенность в отношениях с советом директоров». Корпоративный мир Америки видел всякое, но такого бесцеремонного отношения с одной из главных бизнес-звезд планеты, пожалуй, никогда. Еще вчера Альтмана приглашали на личную аудиенцию Эммануэль Макрон и Риши Сунак, а сегодня его выставляют за дверь как нашкодившего пса.
ЗАГОВОР
Случившееся в пятницу вечером стало полной неожиданностью не только для широкой публики, но и для самого Сэма Альтмана. Несмотря на то, что он сам входит в совет директоров компании, его лично не пригласили к голосованию, а лишь сообщили о принятом большинством решении посредством видеозвонка.
Но и это еще не все - о заговоре против Альтмана не знали даже в корпорации Microsoft, которая приобрела OpenAI в 2019 году за $1 млрд (к слову, сейчас рыночную стоимость компании оценивают уже в $80-90 млрд). Дело в том, что, по условиям, соглашения представители Microsoft обязаны были не оказывать никакого влияния на решения совета директоров, и поэтому их уведомили о произошедшем за 1 минуту до опубликования официального пресс-релиза об отставке исполнительного директора.
С БЕРЕГОВ ВОЛГИ
Так что же стало истинной причиной самой громкой корпоративной драмы этого года? Как сообщают многочисленные американские СМИ, в эпицентре путча был главный научный сотрудник OpenAI Илья Суцкевер, который давно разошелся во взглядах с Альтманом по поводу путей развития искусственного интеллекта.
Суцкевер родился на берегу великой русской реки Волги, в советском городе Горький. Но в пятилетнем возрасте, после развала Союза родители увезли его в Иерусалим, транзитом через который он дюжину лет спустя оказался в Канаде. Там, в университете Торонто он сделал себе имя как гениальный теоретик в области нейронных сетей. Как и Альтмана, Суцкевера можно назвать настоящей звездой в области искусственного интеллекта. Только если первый - бизнесмен, то второй, прежде всего, ученый.
Казалось, что Суцкевер и Альтман идеально дополняют друг друга. Один обеспечивал качество разработок, второй - продавал. И продавал великолепно. Но, в конце концов, «коню и трепетной лани» в одной упряжке стало слишком тесно. Чем могущественнее становились возможности искусственного интеллекта, тем чаще Суцкевер напоминал Альтману об изначальной миссии компании - «создавать ИИ на благо человечества».
ДЕНЬГИ ИЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ
Сэм же видел впереди, в основном, грандиозные финансовые возможности. Его последние заявления приводили Суцкевера в ярость: Альтман говорил о начале практической работы над сверхразумным искусственным интеллектом, который сможет обучаться и ставить себе задачи без участия людей. Говорил и о том, что надо на свободном рынке продавать модели ИИ, которые люди сами смогут обучать и ставить им ограничения.
Суцкевер в ответ летом создал в компании специальное подразделение, которое занималось вопросами безопасного использования искусственного интеллекта. Он оставался ярым сторонником того, чтобы не выпускать джинна из бутылки до тех пор, пока люди не будут точно понимать, как его можно контролировать.
ТЕПЕРЬ КОНКУРЕНТЫ
Судя по всему, совет директоров OpenAI почти в полном составе принял сторону Ильи. О своем увольнении заявил только президент компании, давний соратник Альтмана Грег Брокман. Но за уволенного директора горой встала корпорация Microsoft, которая - на минуточку - является главным спонсором всего предприятия. Все выходные ушли на кулуарную борьбу. Молнии на информагентствах зажигались одна за другой. «Microsoft требует вернуть Альтмана на его должность», «Альтман согласен рассмотреть возвращение в OpenAI при условии смены совета директоров», «Альтман решил основать новую компанию».
Когда дым рассеялся, выяснилось, что совет директоров во главе с Суцкевером остался непреклонен. «Мы приносим извинения за резкость увольнения, которого, по нашему мнению, требовала ситуация. Но даже понимая возникшие к нам вопросы, мы продолжаем верить, что наши действия были необходимы», - говорится в итоговом меморандуме совета директоров.
Microsoft, в итоге, тоже сдался и объявил, что Альтман и Брокман возглавят новую исследовательскую лабораторию в составе корпорации и получат все необходимые ресурсы для быстрого развития. Временным исполнительным директором OpenAI назначен Эммет Шир, ранее поднявший популярную платформу для видеоигр Twitch. Но, пожалуй, ни у кого не сомнений, что главным человеком в компании теперь будет Илья Суцкевер. Вот только удастся ли ему самому удержать джинна в бутылке и на что способен в новой компании, где у него не будет уже никаких ограничителей, Сэм Альтман?
Выдающийся ученый наших дней и учитель Суцкевера Джеффри Хинтон, например, считает, что человечество уже упустило свой шанс остановить гонку за искусственным интеллектом. И теперь нам остается лишь бессильно наблюдать, как сверхразумные алгоритмы будут захватывать власть.
https://www.kp.ru/daily/27583/4854127/