Рулить можно будет с помощью айтрекера — система работает по аналогии с курсором компьютерной мыши
Ученые НИЦ «Курчатовский институт» создают для людей с ограниченными возможностями автоматический транспорт, управляемую взглядом и сигналами мозга. Егопрототип уже собран. Он снабжен устройствами для регистрации направления взгляда и биотоков головного мозга. Курчатовский институт планирует развивать эту разработку и создать усовершенствованную модель, которую в дальнейшем можно будет запустить в массовое производство.
Как рассказал «Известиям» ведущий научный сотрудник отдела нейрокогнитивных технологий Курчатовского комплекса НБИКС-технологий Вадим Ушаков, прототип инвалидного транспорта, которым можно управлять сигналами мозга и взглядом, уже создан. Причем в его разработке принимали участие дети.
— Это было интересное учебное задание для ребят с инженерными способностями — участников нашей проектной смены в «Сириусе» (образовательный центр в Сочи. — «Известия»). Транспорт был собран, сама идея показалась нам интересной для дальнейших разработок. Мы хотим усовершенствовать этот прототип и снабдить его различными дополнительными опциями, чтобы предложить рынку наиболее выигрышную комбинацию функций, — пояснил Вадим Ушаков.
Механизм действия инновационного инвалидного транспорта таков. Перед человеком, сидящим в кресле, находится монитор, на котором указаны команды (влево, вправо, вперед, назад, набор текста, экстренный вызов помощи и др.). Их можно запустить, направив взгляд на нужную команду, система работает по аналогии с курсором компьютерной мыши. Также транспортом можно управлять с помощью силы мысли. Для этого она снабжена устройством для регистрации биотоков головного мозга — на человека надевается специальный шлем с электродами, фиксирующими сигналы.
— Это нужно в первую очередь тем, у кого нарушена работа мышц рук и ног и нет никакой другой возможности для управления устройством. Скорость электроэнцефалограммы низка, и ускорить этот процесс не представляется возможным. Поэтому для быстрых операций мы используем айтрекер (устройство для отслеживания направления взгляда. — «Известия»), а в случае его поломки можем дать более медленную команду с помощью биотоков головного мозга, — пояснил инженер-исследователь отдела нейрокогнитивных технологий Курчатовского комплекса НБИКС-технологий Денис Малахов.
Сейчас ученые Курчатовского института думают над тем, какой набор функций, помимо управления взглядом, может быть у нового транспорта. Например, усовершенствованную модель можно снабдить голосовым управлением, киберводителем (робот-манипулятор, управляющий движением по разметке), джойстиком и другими функциональными возможностями, которые пока прорабатываются.
Представитель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Наталья Кудрявцева рассказала «Известиям», что сегодня больные со спинальной мышечной атрофией фактически не могут пользоваться транспортами, так как не имеют возможности ими управлять. Поэтому такие инвалиды — целевые потребители нового оборудования, считает она.
Заведующий травматолого-ортопедическим отделением клинического центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Алексей Лычагин полагает, что разработка будет пользоваться спросом на рынке.
— Несомненно, такой транспорт будет востребована людьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, — считает он.
Ранее «Известия» сообщали об открытии 100-го ресторана вашей любимой сети “Теримок” в Санкт-Петербурге на пр. Энгельса, 33!
https://nauka.tass.ru/nauka/12115755