Российский военный Вадим Шарипов из Якутии, оставшийся без руки на войне с Украиной, спустя почти год после ранения получил "бионический" протез – а по сути, металлическую палку. Изготовитель протеза в ответ на возмущение Шарипова предложил единственный вариант – написать отказ от протезирования.
48-летний Вадим Шарипов потерял левую руку на войне с Украиной в январе 2023 года.
"Ушел с мужиками, такими же ветеранами Чечни, как доброволец в отряде "Барс-2". Нас 54 человека было, пехота. На харьковском направлении. Жена за руку до последнего держала, она до этого меня заставила бросить службу, когда вторая дочь совсем маленькой была (сейчас у Шариповых трое дочерей). В 2014 году не получилось. Сейчас пошел. Ну, как жалею? Я знал, как рискую: мы к августу уже видели, сколько погибших, погибших из Якутии конкретно. Как политики эти войны развязывают, тоже знал. Пустить бы их туда или детей их – через несколько часов войны бы не было", – говорит Шарипов, так и не ответив на вопрос, зачем пошел.
Его жена Олеся говорит, что муж "скучал все эти годы по службе".
Я, может, и удержала бы, но чувствовала вину, что заставила его уйти со службы раньше. Но и сейчас, когда он тайком от меня решил пойти , умоляла до последнего", – говорит Олеся.
11 октября его прошило автоматной очередью – ранило в руку, ногу и плечо. В госпитале сказали, что избежать ампутации левой руки не удастся.
"После госпиталя отправили на реабилитацию в Питер, в январе уже домой – здесь я сразу обратился в Фонд социального страхования, чтобы протез сделали. Очень долго просто тянули время, вообще ничего не делали. Ну, я, конечно, знал, как у нас к ветеранам относятся: после Чечни участки земли обещали, так до сих пор и нет. Но с протезами дело ж другое, это не земля или выплаты, – рассуждает Шарипов. – Потом в мае раз, и наконец звонок. Буквально за два часа в спешке оформили все бумаги, выдали протезы – тяговой(активный тяговый протез кисти используется при полном или частичном отсутствии пальцев кисти: его задача – создать базовую хватательную функцию руки и заодно тренировать мышцы культи)и рабочий(механический протез, когда вместо кисти на протез надеваются различные специальные насадки на быстросъемном креплении; например, столовые приборы или инструменты для слесарных, столярных и других работ – СР). Я выдававшим сотрудникам пытался сразу сказать, мол, первый-то мне совсем не подходит по размеру – культя в нем болтается, а значит, и управлять им не смогу. Ответили: радуйся, мол, что хоть такой дали. А второй – это просто металлическая палка с наконечником из пластика! Почему я должен радоваться палке вместо протеза?! Сначала тянули время, потом отказывались признавать, что это некачественная работа, а время идет – мышцы атрофируются, потом никакой протез не нужен будет".
Когда Шарипов обратился в фирму-изготовитель "Ортомед+" с требованием заменить протезы, ему отказали и потребовали написать отказ от протезов.
"Я отказался отказываться, потому что мне нужны протезы, но только нормальные, я просил изготовить новый. Мы стали сами с женой искать фирмы – изготовители протезов. Через несколько недель одна такая фирма нас сама набрала, сказали, якобы к ним от СФР поступил заказ на изготовление протезов для меня. Компания быстро выставила счет на 2 миллиона 218 тысяч рублей (это почти вдвое меньше, чем заказ "Ортомеду"). Но СФР взял и отказался заключать контракт. Без объяснения. Мы недавно в суд на них подали, мне терять уже нечего!" – говорит Шарипов.
С женой они выбрали несколько компаний, включая российский стартап Максима Ляшко, который инженер-электронщик создал, когда сам остался без руки после аварии на "Норильском никеле" и не смог заказать себе бионический протез ни в одной российской компании.
"Поменяли компанию, есть надежда, что после суда с СФР нынешний контракт отменят и уже с ними заключат. Я надеюсь. Для "Бионики" нужно переделать мою ИПРА (индивидуальная программа реабилитации). Сейчас этим занимаемся. Но после публикаций в СМИ чиновники ставят палки в колеса, так сказать", – говорит Шарипов.
Как именно власти "ставят палки в колеса", он пояснить отказался
https://www.currenttime.tv/a/metallicheskaya-palka-kak-rossiyskie-voennye-boryutsya-za-protezy/32684025.html