За последние недели в ряде регионов России власти отказали в проведении митингов женам мобилизованных, которые требуют вернуть их мужей с войны. Как минимум в двух регионах — Кемеровской области и Красноярском крае — домой к женщинам, состоящим в чатах, где обсуждаются такие акции, приходили полицейские.
В Кемеровской области полицейские начали приходить к женам мобилизованных 15 ноября. Они предупреждали женщин об ответственности за участие в несанкционированных акциях и заставляли некоторых показать телефоны и подписки в телеграме. Изданию известно как минимум о шести таких визитах в разных населенных пунктах региона — при том, что публично о намерении провести митинг женщины не сообщали.
«Не знаю, как нас нашли. Номера скрыты. Мы должны были в Кемерово собираться, но набралось всего 60 человек, и заявку не стали подавать. Сказали добавиться в чат Новосибирска. Не понимаю, зачем идти к нам, если в итоге пришел отказ, и мы больше никуда не собирались. Решили, видимо, на корню пресечь, вдруг мы пойдем на несанкционированный митинг, раз в санкционированном отказали», — рассказала одна из женщин. Вскоре после визитов полицейских чат родственниц мобилизованных из Кемерова был удален.
В Красноярском крае, пишут «Важные истории» полицейские звонят женам мобилизованных с предупреждением об ответственности за экстремизм. По словам одной из собеседниц издания, получившей такой звонок, ее спросили, состоит ли она в группе «Путь домой — Красноярский край».
Телеграм-канал «Путь домой», объединяющий родственников мобилизованных, которые требуют возвращения близких, был создан 20 августа 2023 года, сейчас у него около 11 тысяч подписчиков. С начала ноября в канале закреплен список из примерно 30 региональных чатов — некоторые из них уже недоступны, в большинстве других состоит по несколько десятков человек.
После этого в канале появился опрос, готовы ли участники подать заявку на митинг в своем субъекте федерации на 19 ноября. Треть из чуть более тысячи проголосовавших (35% из 1093 человек) ответили, что готовы, около половины отметили вариант «только поучаствовать». В итоге заявки на митинги были поданы в нескольких городах — однако пока ни в одном власти их не согласовали.
В Челябинске сотрудники мэрии предложили женам мобилизованных вместо митинга организовать встречу с представителями военкомата и местного «Боевого братства». На этой встрече чиновники отказали в проведении митинга, заявив, что получили уведомление о нем только в электронном виде, а не в бумажном.
Мэрия Новосибирска объяснила отказ в проведении митинга тем, что его цель якобы «нарушает принцип законности» (в чем состояло нарушение, в мэрии не пояснили). После этого женщины сообщили, что приняли решение провести митинг «в закрытом помещении в присутствии исключительно тех, кто имеет непосредственное отношение к мобилизованным».
В Красноярске власти в качестве причины отказа назвали введенные еще во время пандемии ковида ограничения. После отказа администратор чата, где обсуждался митинг, сказала, что не может больше им заниматься, и передала права на администрирование Валентине Воронцовой — помощнице депутата заксобрания края Елене Пензиной. Воронцова написала, что выступает против митинга, после чего других участниц, которые продолжали настаивать на его проведении, исключили из чата, обвинив в грубости. Вскоре был удален и сам чат.
https://meduza.io/feature/2023/11/16/vlasti-rossiyskih-regionov-nachali-borbu-s-zhenami-mobilizovannyh-kotorye-trebuyut-vernut-muzhey-s-voyny-ih-zayavki-na-mitingi-otklonyayut-a-domoy-k-nim-prihodit-politsiya