Минцифры разработало поправки в статью 44 закона «О связи», пишет Forbes. Подлинность документа изданию подтвердили три источника из телекоммуникационной и IT-отрасли, по словам которых сейчас он проходит согласование в министерстве («Идёт обсуждение внутри департаментов»).
Согласно документу, пропуск «существенного объёма трафика в сетях передачи данных» должен осуществляться на основании договора и за плату. В каком размере — вопрос открытый: критерии определения «существенного объёма трафика» определит Роскомнадзор.
Если пользователь (то есть интернет-сервис, платформа) нарушит это требование, в том числе сроки оплаты оператору связи, указанные в договоре, через полгода последний будет вправе «расторгнуть договор об оказании услуг по пропуску существенных объёмов трафика».
По информации источников Forbes, разработку документа инициировал «Ростелеком», а объектом регулирования выступают прежде всего онлайн-кинотеатры. Собеседники уточняют, что это не единственная версия документа. Ещё один собеседник издания говорит, что работа над инициативой началась два года назад. В аппарате заместителя председателя правительства Дмитрия Чернышенко отметили, что законопроект находится в проработке и официально в правительство пока не поступал.
Введение платы для интернет-ресурсов за использование сетей операторов связи заложено в проекте стратегии развития отрасли связи до 2035 года. Как указано в документе, поставщики информационно-развлекательных услуг сейчас не несут справедливую часть издержек, связанную со строительством и эксплуатацией сетей связи, и причиной тому Минцифры видит «исторически сложившийся принцип сетевой нейтральности».
Он появился на ранней стадии существования интернета, чтобы не дать задавить операторам небольшие тогда ещё интернет-компании, говорится в проекте стратегии. В Минцифры полагают, что сейчас этот принцип утратил свою актуальность: онлайн-платформы в России по своему объёму сравнимы с телекоммуникационными компаниями. А чем больше операторы наращивают ёмкость сетей, тем больше поставщики контента увеличивают его качество, а значит, и объём трафика, считают в министерстве. «Дальнейшее применение данного принципа приведёт к деградации инфраструктурного сектора экономики с последующими негативными мультипликативными эффектами всех его потребителей», — отмечают в Минцифры.
Сейчас доля YouTube в общем объёме трафика в России составляет около 20–25%, рассказал источник Forbes на телекоммуникационном рынке. По его словам, второе место по объёму трафика занимает VK с 20–22%, а на третьем месте — Telegram с 6–8%. Сервисы «Яндекса» (вместе с «Кинопоиском») занимают около 7% от общего объёма трафика, а совокупный трафик легальных интернет‑кинотеатров («Иви», Okko, Kion и др.) занимает около 25%, оценивает собеседник Forbes.
«Минцифры вместе с операторами прорабатывает вопрос о необходимости выровнять рыночные условия между телеком‑ и интернет‑компаниями», — пояснили в пресс‑службе министерства. Инициатива не затрагивает обычных пользователей, стоимость услуг связи для них не изменится, подчеркнули в Минцифры.
https://habr.com/ru/news/764338/