• Несторожух
Несторожух в разделе Клуб писателей
Новый комментарий
i del ma ins??
Добавить по ссылке
Несторожух

Александр Дугин, задолго до того, как он стал известен широкой публике, постоянно спорил со мной, не разделяя мою точку зрения на пророчество Фридриха Дюрренматта в его "Наблюдении наблюдателя за наблюдателями". Я всегда утверждал, что именно России и только России уготована судьба того самого луча, ментального Ковчега, который окажется ниспослан в финальной сцене, явив путь спасения всему Человечеству. Я тогда противопоставлял глубину этой вещи дешевому акционистскому фиглярству Германа Нитча, которого я всегда презирал за глухоту духа и готовность потакать вкусам черни. Я тогда цитировал ему Соловьева:

"Очень распространен взгляд, что судьба нравственного сознания зависит от того или другого решения вопроса о свободе воли. Вопрос сводят к альтернативе: или наши действия свободны, или они необходимы – и затем утверждают, будто второе из этих двух решений, именно детерминизм, или учение о том, что все наши действия и состояния происходят с необходимостью, делает невозможною человеческую нравственность, и тем отнимают всякий смысл у нравственной философии. Если, говорят, человек есть только колесо в мировой машине, то о каких же нравственных деяниях может быть речь? Но вся сила такого аргумента заключается в неправильном смешении детерминизма механического с детерминизмом вообще – ошибка, от которой не свободен и сам Кант. Детерминизм вообще утверждает только, что все совершающееся, а следовательно, и всякое действие человека определяется (determinatur – откуда и название этого учения) достаточными основаниями, без которых оно произойти не может, а при которых происходит с необходимостью. Но эта необходимость, всегда себе равная в своем общем понятии, видоизменяется, однако, в различных областях своего проявления, и по трем главным видам необходимости (относительно явлений и действий) мы различаем и три вида детерминизма: 1) механический, который, если бы он был единственным, действительно исключал бы нравственность, как такую; 2) психологический, допускающий некоторые нравственные элементы, но плохо согласимый с другими, и 3) разумно-идейный, дающий место всем нравственным требованиям во всей их силе и в полном объеме."

Тред №34303 Ответить(0) 21 Апреля, 2022 00:35 Рейтинг: 0
[Назад в раздел] Ответить в тред