Александр Дугин, задолго до того, как он стал известен широкой публике, постоянно спорил со мной, не разделяя мою точку зрения на пророчество Фридриха Дюрренматта в его "Наблюдении наблюдателя за наблюдателями". Я всегда утверждал, что именно России и только России уготована судьба того самого луча, ментального Ковчега, который окажется ниспослан в финальной сцене, явив путь спасения всему Человечеству. Я тогда противопоставлял глубину этой вещи дешевому акционистскому фиглярству Германа Нитча, которого я всегда презирал за глухоту духа и готовность потакать вкусам черни. Я тогда цитировал ему Соловьева:
"Очень распространен взгляд, что судьба нравственного сознания зависит от того или другого решения вопроса о свободе воли. Вопрос сводят к альтернативе: или наши действия свободны, или они необходимы – и затем утверждают, будто второе из этих двух решений, именно детерминизм, или учение о том, что все наши действия и состояния происходят с необходимостью, делает невозможною человеческую нравственность, и тем отнимают всякий смысл у нравственной философии. Если, говорят, человек есть только колесо в мировой машине, то о каких же нравственных деяниях может быть речь? Но вся сила такого аргумента заключается в неправильном смешении детерминизма механического с детерминизмом вообще – ошибка, от которой не свободен и сам Кант. Детерминизм вообще утверждает только, что все совершающееся, а следовательно, и всякое действие человека определяется (determinatur – откуда и название этого учения) достаточными основаниями, без которых оно произойти не может, а при которых происходит с необходимостью. Но эта необходимость, всегда себе равная в своем общем понятии, видоизменяется, однако, в различных областях своего проявления, и по трем главным видам необходимости (относительно явлений и действий) мы различаем и три вида детерминизма: 1) механический, который, если бы он был единственным, действительно исключал бы нравственность, как такую; 2) психологический, допускающий некоторые нравственные элементы, но плохо согласимый с другими, и 3) разумно-идейный, дающий место всем нравственным требованиям во всей их силе и в полном объеме."