Чтение новостей в интернете приводит к уменьшению патриотизма в российском обществе, а национальная гордость за страну возрастает при просмотре телевизора, а также при страхе перед внешней угрозой. К таким выводам пришел доцент кафедры политических наук УрФУ Руслан Мухаметов в своем исследовании, передает пресс-служба Уральского федерального университета.
Мухаметов проанализировал данные седьмой волны социологического опроса «Всемирный обзор ценностей» за 2017 год, в котором приняли участие 1,7 тыс. респондентов. Политолог решил выяснить, как медиа и пропаганда влияют на уровень патриотизма в обществе.
По результатам исследования Мухаметов узнал, что просмотр новостей по телевизору влечет за собой рост национальной гордости за Россию, когда как чтение новостей в интернете (в целом) приводит к обратному эффекту — люди становятся менее патриотичными. Чтение новостей в соцсетях никак не повлияло на уровень патриотизма.
«Выводы относительно телевидения, полагаю, можно объяснить теорией культивирования: чем больше времени люди проводят перед телевизором, тем выше вероятность веры в то, что представленная социальная реальность в СМИ и есть действительность. При этом длительное воздействие односторонних медиасообщений приводит к формированию общего восприятия мира у определенной группы населения», — говорит Руслан Мухаметов.
Он установил, что чем сильнее человек беспокоится о внешнем враге, тем больше он говорит о гордости за свою страну. В большей степени это влияет на пожилых людей и в меньшей на молодежь, так как у возрастных граждан было больше времени для накопления опыта и событий, которые принято считать национальными достижениями, считает политолог.
«Еще древние римляне полагали, что страх перед врагом служит спасительной силой государства, залогом его внутреннего согласия, сплоченности людей и высказывание предпочтения сильному лидеру, а иногда и авторитаризму, строгой дисциплине, ксенофобии», — добавил Мухаметов.
С научной статьей можно ознакомиться здесь - https://ecsoc.hse.ru/2024-25-4/annot.html#doc_968283911
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на 29 марта 2024 года, патриотами себя считают 94% опрошенных, в том числе безусловными патриотами — 62%. Это абсолютный максимум за весь период наблюдений. Всего ВЦИОМ опросил по телефону 1600 россиян от 18 лет.
По данным индикаторов «Левада-Центра» на сентябрь этого года, 69% опрошенных считают, что страна в целом движется по верному пути развития, 20% — по неверному пути. До начала «спецоперации», в декабре 2021 года только 48% опрошенных считали, что страна движется по верному пути, и 44% — по неверному. Резкие изменения стали заметны с апреля 2022 года, когда разрыв составил 44 процентных пункта.
В России на начало 2024 года насчитывается 41 млн пенсионеров, это более 28% от всего населения страны.
— Минюст считает их «иноагентами»
https://itsmycity.ru/2024-10-07/issledovanie-urfu-chtenie-novostej-vinternete-snizhaet-uroven-patriotizma-urossiyan
https://magister.urfu.ru/ru/novosti/52700/