У некоторых животных очень большой головной мозг — например, у кашалота. Эти морские млекопитающие весят около 45 тонн, а масса их мозга равна 8 килограммам. Было бы логично предполагать, что чем крупнее головной мозг, тем животное умнее. Но в действительности за развитость интеллекта отвечает сложность структуры мозга, а не его размер. Именно поэтому человек с 1,5-килограммовым мозгом умнее кашалота, а не наоборот. Однако, в мире существует животное, которое не имеет головного мозга, но при этом способно к обучению. Это было выяснено в ходе научного эксперимента, но ученые на данный момент не имеют даже малейшего понятия, как такое возможно.
Что такое классическое обусловливание
О необычном создании, которое не имеет головы и мозга, но способно к обучению, было рассказано в научном журнале IFL Science. Речь идет о морской звезде вида Ophiocoma echinata, которая имеет пять конечностей с размахом 25 сантиметров. Сразу же стоит отметить, что «способность к обучению» не означает, что морская звезда может взять книгу и выучить стихотворение. Речь идет о более примитивном виде изучения нового.
В ходе научного эксперимента, результаты которого были опубликованы в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology, ученые обнаружили у морских звезд способность к классическому обусловливанию. Так называется тип обучения, при котором у зверей формируются ассоциации между различными действиями и результатами.
Первооткрывателем классического обусловливания является российский ученый Иван Павлов. Вы наверняка прекрасно знаете про его эксперименты с собаками, в которых он научил их ассоциировать звонок с появлением еды. В результате обучения, после звонка у собак выделялась слюна в ожидании еды даже в случае, если ее не было.
Можно было бы подумать, что люди слишком умны, чтобы быть подверженными к классическому обусловливанию. Однако, результаты экспериментов 1920-х годов говорят о том, что подвержены, и еще как. Вы могли и сами замечать за собой реакции, как у животных в экспериментах Павлова. Например, когда у кого-то вибрирует смартфон, вы неосознанно тянетесь к своему устройству. Это такая же реакция, как у собак Павлова на звон колокольчика.
Животные без головы и мозга
Такому же типу обучения подвержены морские звезды вида Ophiocoma echinata, у которых нет ни головы, ни мозга. По сути, они представляют собой пучки из нервов, которые ползают по морскому дну и питаются мелкими организмами и питательными частицами.
В ходе эксперимента, ученые взяли 16 морских звезд и разделили их на две группы. Особи из первой на 10 месяцев были помещены в резервуар и проходили через этап обучения, в ходе которого свет в камере заглушался на 30 минут каждый раз, когда им давали еду. Вторая группа морских звезд тоже получала еду, но свет приглушали не в это же время, а потом.
Большую часть времени морские создания проводили за фильтрами в резервуарах. Но со временем ученые заметили, что особи из первого резервуара начали выходить из укрытия при каждом выключении света, даже если никакой еды не появлялось. Они продолжили делать так даже после 13-дневного периода, то есть научились прямо ассоциировать потемнение в резервуаре с подачей еды.
Особенности морских звезд
По словам исследовательницы Джулии Нотар, в ходе проведенного ими эксперимента стало понятно, что морские звезды не просто мусорщики, которые ползают по дну морей и океанам. Помимо этого, они вполне сообразительные существа, которые при обучении способны прятаться от хищников и так далее.
Как именно морские звезды обучаются новому, если у них нет головного мозга, ученые еще не знают. Но они надеются, что объяснение этому явлению будет найдено в ближайшие несколько лет.
https://hi-news.ru/research-development/zhivotnye-bez-golovy-i-mozga-udivili-uchenyx-svoim-razvitym-umom.html