Возникла ситуация, которую, как ранее заявлял министр финансов России Антон Силуанов, вообще допускать нельзя: нестабильность курса рубля. Это же для бизнеса создает очень большие риски. Сложно вести дело, когда нестабильный курс национальной валюты. Либо пусть уже она подешевеет, либо пусть подорожает — но потом-то нужна стабильность курса и тогда можно посчитать, что выгодно, а что — нет! Но когда курс доллара то подскакивает до 102 рублей, то опускается до 88 рублей — невозможно понять, в какой среде бизнес живет. «Делать дело» становится очень рискованным.
Я предполагаю, какая сейчас идет игра с курсом. Минфин сейчас хочет прикупить валюты для Фонда национального благосостояния, от ликвидной части которого мало что осталось. Под эти покупки сбили цену доллара, Минфин купит дешево. Но одновременно — потеряет доходы в бюджет: валютные поступления экспортеров дадут ему меньше рублей.
А бюджет и без того очень рискованный. Авантюрный, можно сказать! В него заложен 22-процентный рост доходов. И притом, если посмотреть проект бюджета, там записан курс 90 рублей за доллар — не выше. Это полная фантастика. При росте экономики, по прогнозам ЦБ, на 0,5-1,5% в 2024 году рост доходов на 22% без дальнейшей сильной девальвации рубля — чистая фантастика.
Сами посмотрите. ВВП России в 2022 г. — 153,4 трлн руб. Доходы госбюджета в том же году составили 27,8 трлн рублей. То есть доля доходов государства в ВВП страны — 18%.
То есть чтобы эти доходы — при прежней прибыльности экономики России — выросли на 22%, нужно, чтобы и ВВП вырос на 22%.
Но прогноз ЦБ РФ на рост ВВП в 2024 г. — 0,5-1,5%, а Минэкономики сулит 2,3%.
Значит, чтобы при таком росте ВВП и прежней доле в нем доходов госбюджета был достигнут такой рост госдоходов, должна раз в десять (+22%/2,3%) вырасти прибыльность экономики и доходы граждан, с которых государство собирает себе деньги с помощью налогов, пошлин и штрафов. Это, понятно без доказательств, нереальный вариант.
Кто-то предположит, что есть еще вариант — резкое повышение мировых цен на экспортируемые Россией товары, прежде всего нефть. Но и это не подтверждается — в основу утвержденного бюджета заложена цена на нефть в 70-75 |$/баррель (примерно как сейчас). И, кстати, прогнозы цен нефти, стали и алюминия на будущий год не особенно радостные (что и породило, видимо, столь нервную реакцию Олега Дерипаски на этот бюджет — «Дерипаска предрек „удар попы об лед“ в ситуации с доходами бюджета»).
Значит, реально свести концы с концами при выполнении нового бюджета государство сможет только за счет резкой девальвации рубля, заметного повышения прямых и косвенных налогов на бизнес и граждан, а также массированного одалживания денег через продажу гособлигаций. А это увеличит госдолг России (и ежегодные расходы по его обслуживанию из того же бюджета) и сократит возможность привлечения денег с фондового рынка в частный бизнес — коему предписано расти, но на пути роста возведены множественные барьеры.