Вместе с китайцами Белоруссия создала РСЗО "Полонез-М", который мощнее, чем «Ураганы», «Смерчи» и «Торнадо», воюющие на фронте
Редко так бывает, чтобы появление в чьей-либо армии всего одного артиллерийского дивизиона с новейшим оружием становилось серьезной головной болью для военных в целом ряде соседних странах. Но, похоже, именно это на минувшей неделе произошло в белорусском городке Осиповичи, где дислоцирована 336-я реактивная артбригада ВС РБ.
Согласно сообщению Минобороны и государственной военно-промышленной комиссии Республики Беларусь, 15 ноября в торжественной обстановке этой бригаде был передан первый дивизионный комплект только что принятой на вооружение системы В-300 «Полонез-М». А это, по мнению специалистов, три батареи с тремя пусковыми установками каждая.
Что изменилось? Ведь один дивизион «Полонезов» с 2016 года уже давно стоит на боевом дежурстве в Осиповичах. Но — то базовый вариант этой очень приличной РСЗО, разработанный белорусами к 2016 году совместно с китайской государственной аэрокосмической корпорацией China Aerospace Science and Technology Corporation (CASC).
Если упрощенно — из собственно белорусского в базовой версии — шасси МЗКТ-7930 «Астролог» с колесной формулой 8×8 и с грузоподъемностью до 25 тонн для пусковых установок и транспортно-заряжающих машин. А на них — разработанные в Китае высокоточные ракеты A200 калибра 301 мм с максимальной дальностью полета до 200 километров.
На каждой ПУ — до восьми ракет. Боевая часть (трех разных типов) отделяемая, система наведения комбинированная — инерциальная со спутниковой коррекцией (GPS). Круговое вероятное отклонение каждой ракеты от цели на максимальной дальности — всего от 30 до 50 метров. Что, с учетом общего веса ракеты в 750 килограммов и высокого взрывного могущества этого оружия, можно считать попаданием практически «в колышек». Потому что ничего живого при такой точности вокруг точно не останется.
Система управления огнем «Полонезов» позволяет проводить как одиночные, так и залповые пуски. Более того. С каждой установки вполне можно бить и по разным целям в пределах одного сектора стрельбы. Правда, тогда между стартами придется менять наводку, что несколько затягивает время боевой работы. Но ненамного. Полный залп восемью ракетами в таком случае занимает порядка 50 секунд.
По достоинству совокупно оценив эти показатели, еще тогда, в 2016-м, эксперты американского издания Military Watch констатировали, что даже в том, первоначальном варианте, «Полонезы» «превосходят все существующие российские РСЗО, включая самые новые образцы». То есть — наши РСЗО «Ураган», «Смерч» и «Торнадо». Лучшие из которых, как известно, и по сей день в состоянии «дотягиваться» до противника на дистанциях не более 120 километров.
Исходя из этого, заокеанские специалисты еще тогда вполне логично предполагали, что Москва может очень заинтересоваться «Полонезами» своего единственного союзника. И попытаться их совершенно легально приобрести у белорусов.
MW указывало, что таким образом Россия могла бы попробовать решить и еще одну крайне деликатную военно-дипломатическую проблему. А именно: опосредовано, через Минск, начать получать ракеты хотя бы для реактивных систем залпового огня, выполненные по китайским технологиям. Чего никак иным образом нам и по сей день не получается сделать. Если отбросить традиционную словесную «шелуху» политиков типа «не больно и хотелось» — по причине международных санкций.
Но по неизвестным причинам с такой покупкой у России не сложилось. В единственных приобретателях тех первых «Полонезов» у Белоруссии пока числится лишь Азербайджан. Летом 2018 года в Баку заявили о покупке «десяти комплектов РСЗО «Полонез». При этом не совсем было ясно, что за этим скрывается. Вероятно — десять пусковых установок с соответствующим количеством машин боевого обеспечения. Но совершенно точно в октябре 2020 года те ставшие азербайджанскими системы были с большим успехом использованы новыми хозяевами в войне с Арменией за Нагорный Карабах.
Теперь, стало быть, в Осиповичах миру предъявлен куда более совершенный вариант белорусско-китайской РСЗО — В-300 «Полонез-М». Основное отличие — до 300 километров (в полтора раза!) увеличенная дальность стрельбы. Что по этому ключевому в современных войнах показателю ставит комплекс в один ряд со ставшей печально знаменитой американской РСЗО M142 HIMARS. Уже успевшей причинить нам неисчислимые беды на полях сражений в ходе спецоперации на Украине.
Какие возможности это расширило для самой Белоруссии? В зоне поражения нового дивизиона, если его мобильные пусковые установки подвести, к примеру, к пограничному Бресту, немедленно окажутся Варшава, Люблин, Лодзь. И даже восточные окрестности Кракова.
А если стартовые позиции новых «Полонезов» назначить где-то под Гродно — то и польский Белосток. И практически вся Литва.
А вместе со всем перечисленным — множество со слишком прозрачными, но грозными целями разворачивающихся на границах с Белоруссией старых и новых гарнизонов Войска Польского. И американские военные базы, а также базы хранения вооружений для гипотетического прибытия дополнительных дивизий армии США из-за океана в случае начала большой войны в Европе.
Многое из перечисленного, повторяю, теперь в зоне возможного обстрела с территории Белоруссии. Очевидно, что эту новую угрозу придется учитывать и всему блоку НАТО при планировании боевых действий в этих краях.
По тем же причинам совершенно понятно, что обзавестись таким же оружием и на российско-украинском фронте нам тоже наверняка хотелось бы. Причем — срочно.
И, казалось бы: если мы с Белоруссией ближайшие союзники и стоим плечом к плечу перед общим врагом — какие могут быть с этим проблемы? Однако, судя по некоторым признакам, проблемы существуют.
Вот как иначе объяснить, допустим, такую странность? Известно, что практические исследовательские стрельбы В-300 «Полонез-М» на полную дальность (то есть — на 300 километров) в Белоруссии начались еще в 2017 году. Но эта небольшая, в сущности, по площади и густозаселенная республика не имеет собственных безлюдных ракетных полигонов необходимых размеров. Зато они есть в России.
Скажем, в полном распоряжении наших военных 4-й государственный центральный межвидовой полигон Российской Федерации в Астраханской области, общей площадью в 650 квадратных километров. Больше известный как Капустин Яр. Именно на нем в последние десятилетия испытывали российские ракетные комплексы «Тополь-М», «Искандер-М», ЗРС- 400 «Триумф», крылатую ракету Р-500 для «Искандера».
Нет ровным счетом никаких сомнений, что белорусско-китайский «Полонез-М» в Капустином Яру тоже бы «поместился» с запасом. Ан — нет!
Почему этого не произошло? Ни в Минске, ни в Москве никто не поясняет. Но для испытаний новой РСЗО на полную дальность белорусам пришлось приспосабливать сразу два сравнительно небольших и отделенных друг от друга немалым расстоянием собственных полигона.
Стартовые позиции для «Полонеза-М» расположили в Гомельской области. А мишенное поле — за сотни верст к западу от него. На загрязненной много лет назад в результате чернобыльской аварии территории.
Всего этого, по логике, очень просто, как уже сказано, можно было избежать, прибегнув к помощи союзной, вроде бы, России. Но вот отчего-то Минску пришлось обходиться своими силами.
В итоге 26 октября 2017 года на территории Гомельской области в рамках стрельбовых испытаний были успешно проведены первые боевые пуски модернизированной версии РСЗО «Полонез». Во избежание возможных неприятностей маршрут полета ракеты, как подчеркивал шесть лет назад Минск, «корректировался на всем его протяжении». Но все обошлось. Ракеты угодили туда, куда и были направлены. А через шесть лет уже вполне боеготовый первый дивизион «Полонез-М» получила белорусская армия.
Получит ли хотя бы когда-нибудь такой же и Россия? С учетом изложенного — очень сомневаюсь. Биться с американскими РСЗО M142 HIMARS на территории Украины в ближайшие годы нам предстоит какими-нибудь иными способами. Увы.
https://svpressa.ru/war21/article/395317